Судебная практика по недостойным наследникам

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Судебная практика по недостойным наследникам" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Кто считается недостойным наследником

Недостойным наследника может признать суд. Это возможно при наличии одного из нескольких оснований:

В некоторых случаях можно обойтись и без суда. Например, если человек лишен родительских прав, нотариус не выдаст ему свидетельство о получении наследства от ребенка — достаточно решения о лишении прав. С учетом положений ст. 1117 ГК РФ здесь отсутствует спор. Если же между сторонами есть разногласия, они разрешаются в судебном порядке.

Последствия

Если суд признает наследника недостойным, он утратит право на наследство. Если имущество уже получено, суд обяжет его вернуть или компенсировать стоимость, так как оно неосновательно получено им из состава наследства.

Что значит недостойный наследник?

Это значит человек, у которого нет достоинства, не удостоенный чести, не признанный иными членами общества. Такое лицо не вправе стать наследователем ни в каком случае.

Кто считается недостойным наследником:

1. Лицо поступившее аморально, неэтично, преступно по отношению к наследодателю, либо к его преемникам;
  2. Лицо, предпринявшее такие действия, чтобы возросла доля наследства в его отношении, нарушив волю скончавшегося и применив для этого уголовно-наказуемые методы;
  3. Лишенные родительских прав граждане, не восстановленные в них и после кончины детей при открытии наследства;
  4. Граждане, обязанные содержать наследодателя, но не делавшие этого, при этом никаких мешающих выполнению обязательств обстоятельств они не предоставили в свое оправдание.

Чтобы определить наследника как недостойного, необходим судебный вердикт.

На какой закон опираться

Вопрос регулируется статьей 1117 Гражданского Кодекса. Несколько наиболее важных положений:

1. Статья 1117, абзац 1 пункта 1 — о лицах, пытающихся мошенническим путем получить или увеличить свою долю в наследстве (например, это может быть принуждении в составлении завещания). Это так называемые абсолютно недостойные наследники. При достаточных доказательствах противоправных действий, они лишаются наследства как по закону, так и по завещанию.
  2. Статья 1117, абзац 2 пункта 1 — о родителях, лишенных родительских прав. Они лишены права наследования по закону.
  3. Статья 1117, пункт 2 — о лицах, уклонявшихся от обязанностей по уходу за наследодателем. Доказывается только в судебном порядке. Отстранить эту категорию лиц можно только от права наследования по закону.