Что такое отмена завещания

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Что такое отмена завещания" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Ничтожное завещание

Ничтожным признаётся документ, составленный с нарушениями требований закона. Он является недействительным с момента оформления. И для установления этого факта не требуется решения суда.

Завещание может быть признано ничтожным по следующим основаниям:

1. Несоблюдение письменной формы. Например, последняя воля изложена в электронном виде или на аудиозаписи.
  2. Дееспособность завещателя ограничена постановлением суда. В таком случае гражданин не имеет права распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Любой документ, который передаёт права на собственность такого человека другим лицам, будет признан ничтожным.
  3. Завещание не заверено нотариусом в соответствующей форме. Возможно, завещатель был введён в заблуждение относительно полномочий человека, который заверял документ. Бывают случаи, когда виной всему недостаточные правовые знания человека. Стараясь сохранить свою волю в тайне, он самостоятельно составляет документ, игнорируя требование закона заверить его у нотариуса.
  4. Завещание выражает волю нескольких лиц одновременно. Закон указывает, что документ должен касаться волеизъявления и имущества только одного человека.

Внимание. Если положения завещания идут вразрез с требованиями закона об обязательной наследственной доле, то данный факт не влечёт за собой безусловную ничтожность завещания. Вопрос о том, как будет разделено имущество, будет решаться в судебном порядке в соответствии со статьёй 1149 ГК РФ.

Завещание

Завещание – это волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти.

Завещание – сделка односторонняя. Для ее совершения достаточно волеизъявления только одного лица – завещателя. Гражданин может, не объясняя никому причин, завещать все свое имущество или его часть одному или нескольким гражданам (как входящему, так и не входящему в состав наследников по закону), любой организации или государству, а также лишить наследства любого из своих наследников.

Читайте Также  Соцзащита Ярцево

Завещать можно все имущество или только конкретное. В отношении дарения всего имущества закон содержит запрет, также как и в отношении передачи дара после смерти.

Завещатель вправе обусловить получение наследства определенным условием относительно характера поведения наследника (например, окончание высшего учебного заведения). Такое условие должно быть правомерным и выполнимым для наследника по состоянию здоровья или в силу иных объективных причин. Завещатель также вправе возложить на наследника по завещанию исполнение за счет наследства какого-либо обязательства (завещательный отказ) в пользу одного или нескольких лиц, которые вправе требовать от наследника исполнения (например, возложить на наследника обязанность предоставить право другому лицу на пожизненное проживание в части унаследованного дома).

Такие условия невозможны по договору дарения. Но в любом случае завещатель не вправе обязать наследника распорядиться определенным образом завещанным ему имуществом на случай его смерти (то есть заранее определить дальнейшую судьбу имущества).

Составляя завещание, завещатель лишает наследства других своих наследников по закону (если таковые имеются). Однако не всех наследников он может оставить полностью без наследства. Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, а также его нетрудоспособные супруг и родители наследуют, независимо от содержания завещания, не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (так называемая обязательная доля).

Можно ли отменить завещание на квартиру?

Возможность отмены акта волеизъявления вытекает из положений ст. 1119 Гражданского кодекса РФ, подкрепляющей свободу дееспособных граждан на составление, отмену и изменение имущественных распоряжений, которые вступят в силу после его смерти. При этом он не обязан будет согласовывать и даже сообщать указанным в завещании лицам о своем решении. Однако правомочия наследодателя имеют и некоторые ограничения.