Ошибка 404
Многие организаций используют в предпринимательской деятельности автомобили «Газель» или другие подобные автомобили. На практике у собственников таких транспортных средств часто возникают сложности с определением ставки транспортного налога
Сложность связана с тем, что непонятно, к какой категории (легковым или грузовым) относить указанные автомобили. Минфин в Письме 19 марта № 03-05-05-04/05 рассмотрел этот вопрос.
Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (статья 361 НК РФ).
Минфин пояснил, что установленное главой 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года. Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС).
Минфин сделал вывод, что тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в «одобрении типа транспортного средства» (сертификате соответствия).
В ПТС в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией.
Так, например, согласно приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории В (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Минфин сделал вывод, что указание в паспорте транспортного средства категории В не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в «одобрении типа транспортного средства», например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.
Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.
В соответствии со статьей 362 НК РФ исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Подобные вопросы рассматривались и в других Письмах.
В Письме ФНС РФ от 23 декабря 2005 г. № 21-5-07/552 «О транспортном налоге» сказано, что определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов.
В этом Письме сделан вывод, что в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях ГАИ, при исчислении транспортного налога должна применятся налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Венской конвенции.
Как сказано в Письме ФНС РФ от 06 июля 2007 г. № 18-0-09/0204 «О транспортном налоге», классификация транспортных средств, введенная Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенным в Женеве в 1958 году, используется в РФ при сертификации транспортных средств. Согласно данной классификации оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям.
Следовательно, по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.
Ставки транспортного налога
Базовые ставки транспортного налога даны в статье 361 Налогового кодекса. Это именно базовые ставки. Конкретные ставки транспортного налога определяют власти регионов. Поэтому в разных регионах они разные. Конкретные ставки могут отличаться от базовых в 10 раз как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Подробности ниже.
Итак, базовые ставки транспортного налога составляют:
Почему законом установлены именно базовые ставки? Как мы уже сказали конкретную ставку определяют власти регионов. Она может отличаться от базовой в 10 раз (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). Например, ставки транспортного налога в Москве в 2016 году по легковым машинам с мощностью двигателя до 100 л. с. составляет 12 руб./л. с. (больше базовой в 4,8 раза), свыше 100 л.с. но не больше 125 л. с. — 25 руб./л. с. (больше базовой в 7,1 раза) и т. д. Если местными властями ставки налога не определены, то его платят по базовым ставкам (см. выше). Об этом сказано в пункте 4 статьи 361 Налогового кодекса.
Конкретные ставки транспортного налога в Москве и Московской области на 2011 — 2016 годы смотрите по ссылкам:
- ставки транспортного налога в Москве: на 2011 год, на 2012 год, на 2013 год, на 2014 год, на 2015 год, на 2016 год;
- ставки транспортного налога в Московской области: на 2012 год, на 2013 год, на 2014 год, на 2015 год, на 2016 год.
Таким образом в разных регионах России ставки транспортного налога разные. Однако во всех они не отличаются от базовой более чем в 10 раз. Причем местные власти могут ранжировать ставки в зависимости от конкретной категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Отметим, что налог платят по ставкам того региона, где проживает собственник машины (то есть по месту его постоянной регистрации — прописки). Это предусмотрено пунктом 1 статьи 363 и подпунктом 1 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса. Там сказано, что налог платят по месту регистрации автомобиля. Таким местом считают место жительства человека — владельца транспорта. Место постановки на учет и фактической эксплуатации самого автомобиля никакого значения не имеют.
Источники
- Криминология. Учебник; Проспект - М., 1983. - 861 c.
- Руинберг Михаил Ваши права потребителя; Издательские решения - М., 2012. - 162 c.
- Методы оценки соответствия № 12 2013; Стандарты и качество - М., 2013. - 455 c.
- Пилипчук Г. Д. Таможенное право. Краткий курс. Учебное пособие; Проспект - М., 2004. - 294 c.
- Полежаев Олег Права застройщика на земельный участок и возведенное им строение. История становления и зарубежный опыт: моногр. ; Юстицинформ - М., 2016. - 931 c.