За какой период можно взыскать алименты на ребенка

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "За какой период можно взыскать алименты на ребенка" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Можно ли взыскать алименты за прошлые годы и за какой срок?

Сразу стоит подчеркнуть разницу между алиментной задолженностью и взысканием выплат по алиментам за прошедший период. Это 2 разных случая.

Получение алиментов за прошлые годы подразумевает ситуацию, при которой родитель, воспитывающий ребёнка один, не воспользовался своим правом, но может взыскать денежные средства за истекший период.

С какого момента возлагается на родителя обязанность материально обеспечивать несовершеннолетнего ребёнка? С нравственной точки зрения, конечно же, с самого рождения малыша.

Если родители живут вместе одной семьёй, то эта обязанность, как правило, выполняется по умолчанию. Но при разводе эта доля в основном выпадает на того, кто непосредственно воспитывает своё чадо, проживая с ним бок о бок.

Тот же родитель (чаще всего отец), который уходит из семьи, обязан выплачивать денежные средства на содержание своих детей.

С точки зрения законодательства, родитель несёт обязанность по выплате алиментов с момента предъявления к нему данного требования в виде одного из документов:

• искового заявления в суд;
  • алиментного соглашения, заверенного у нотариуса.

По законодательным нормам, начисление алиментов производится с момента подачи иска в судебное учреждение. При этом неважно, сколь затяжным будет судебный процесс и когда будет вынесено судебное решение.

Правда, у стороны, содержащей ребёнка, часто возникает вопрос: если обязанность обеспечивать ребёнка с момента его рождения лежит на обоих родителях априори, независимо от заключения или расторжения брака, то почему нельзя получить ту сумму, которая не выплачивалась ранее? За какой период можно подать на алименты?

Согласно п. 2 ст. 107 СК РФ, алименты могут быть принудительно взысканы всего лишь за 3 года до момента подачи судебного иска родителем, непосредственно воспитывающим ребёнка.

При этом непременно должно быть соблюдено следующее условие: до обращения в суд истец предпринимал самостоятельные меры по получению материальной поддержки детей (это нужно доказать в суде), однако все попытки не принесли результата и второй родитель уклонялся от оказания финансовой помощи.

Читайте Также  Как прописать ребёнка в другую квартиру: пошаговая инструкция и документы

Если ранее данным родителем уже подавался иск и по нему имеется судебное решение о назначении алиментов, то ситуация меняется.

В этом случае получить алименты можно уже не за 3 года, а с момента первого обращения истца в суд.

По алиментной задолженности не применяется никаких сроков давности. Какая бы сумма ни накопилась за период уклонения, задолженность должна быть погашена полностью, причем со всеми штрафами и мерами административной и даже уголовной ответственности.

Законодательная база по взысканию алиментов

Выплачивать алименты отец или мать обязуются строго с момента поступления оформленных в одном из нижеперечисленных вариантов требований:

• исковое заявление в судебный орган;
  • алиментное соглашение, составленное по всем правилам.

Закон предусматривает и исключение, открывающее возможность взыскивать алименты и за срок, предшествующий подаче заявления – во избежание различных связанных с этим махинаций государством приняты официальные требования и сроки, обязательные к выполнению.

Взыскать алименты можно максимум за 3 предыдущих года со дня подачи в суд заявления на их получение – так гласит Семейный Кодекс Российской Федерации (а именно статья 107). При этом обязательно должно быть выполнено условие – прежде, чем доводить процесс до суда, родитель должен лично попытаться предпринять какие-либо меры в отношении другой стороны.

Понятие задолженности за прошлый период

В алиментных спорах часто встречаются два схожих по написанию понятия, которые часто путают:

1. Взыскание задолженности по алиментам.
  2. Требование компенсации алиментов за прошедший период.

Первая процедура применяется к недобросовестному плательщику в случае, если после вступления в силу судебного документа он преднамеренно допустил образование просрочки при внесении алиментных платежей. При этом начисляется неустойка, которая в последствии может достигать очень внушительной суммы.

Вторая процедура используется получателем алиментов, если в течение определенного времени он не пытался в судебном порядке взыскать причитающиеся ребенку платежи, но потом решил получить с алиментообязанного родителя ребенка как текущие выплаты, так и неполученные за прошедший период деньги.

В первом случае закон устанавливает в качестве виновника лицо, которое недобросовестно выполняет свои денежные обязательства, то есть плательщика. Во втором примере виноват сам получатель средств, поскольку он вовремя не обратился в судебную инстанцию для взыскания алиментных платежей. В данном случае судом может быть назначено частичное взыскание платежей за прошлый период, если будут предоставлены убедительные доводы.

Читайте Также  Оспаривание завещания: ГК РФ Статья 1131. Недействительность завещания / КонсультантПлюс

Можно ли взыскать алименты задним числом

Подать заявление о взыскании алиментов или заключить нотариальное соглашение можно в любое время: в браке, во время бракоразводного процесса, или после развода. Даже если брак не зарегистрирован, это не освобождает родителя от участия в содержании ребенка. Главное, чтобы сведения о матери или отце были в его свидетельстве о рождении. Если отцовство не установлено, нужно подать заявление в суд сразу с двумя требованиями: об установлении отцовства и о взыскании алиментов.

Примечание: алименты взыскиваются с родителя, проживающего отдельно от сына или дочери, но получателями выступают те, с кем они остались. Алиментообязанными могут быть как мужчины, так и женщины.

Особенности взыскания алиментов задним числом зависят от конкретных обстоятельств:

1. Родитель, с которым остался ребенок, ранее не взыскивал выплаты со второй стороны через суд, соглашение тоже не заключено. На основании ст. 107 СК РФ можно взыскать алименты за последние три года, предшествующие обращению в суд, даже если ребенку уже исполнилось 18 лет.
  2. Алименты взыскивались по суду или соглашению, но родитель перестал их платить. В этом случае накопится долг, получатель сможет взыскать и неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки (ст. 115 СК РФ) вне зависимости от срока, даже если прошло три года или ребенок достиг совершеннолетия.

Совет юриста: лучше как можно быстрее обратиться в суд, чтобы получить алименты за последние три года. Чем дольше истец будет тянуть с подачей заявления, тем меньше денег удастся добиться.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

За какой период можно взыскать алименты

Согласно ст. 107 СК РФ независимо от того, сколько времени прошло с момента возникновения права на оформление алиментов, получатель может обратиться за их назначением в суд. Граничный срок обращения — 18-летие ребенка. Если несовершеннолетний является инвалидом, алименты можно взыскать и после 18-летия при условии доказательства его нетрудоспособности, нуждаемости.

Период взыскания алиментов зависит от того, оформлялись ли выплаты ранее или обращение первично.