Трудовой кодекс о профсоюзах – Статьи газеты «Солидарность»
Подведем вкратце итог, как глава 58 ТК РФ регламентирует профсоюзную деятельность по защите трудовых прав и интересов работников и что гарантирует профсоюзам в этой работе.
Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 2019
Выводы
1) Граждане Российской Федерации обладают конституционным правом на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих прав и интересов.
2) Профсоюзы представляют интересы и защищают членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых отношений.
3) Если права и интересы в сфере труда относятся к коллективным правам и интересам – тогда профсоюзы представляют и защищают права и интересы всех работников независимо от членства в профсоюзах (в случае наделения полномочиями на представительство в установленном порядке).
4) Профсоюзы имеют право участвовать в правотворчестве как способе представления и защиты коллективных прав и интересов работников.
5) В целях представительства и защиты прав и интересов работников профсоюзы наделены правом контролировать соблюдение законодательства и иных НПА в сфере труда и выполнение условий колдоговоров, соглашений.
6) Для контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, выполнением условий колдоговоров, соглашений общероссийские профсоюзы и их объединения могут создавать свои правовые и технические инспекции труда. Профсоюзные инспекции труда наделяются полномочиями в соответствии с положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
7) Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где трудятся члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
Работникам, входящим в состав выборных органов профорганизаций и не освобожденным от основной работы, предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 374 ТК РФ.
9) Освобожденным профработникам гарантии предусмотрены ст. 375 ТК РФ.
10) Работодатель обязан создать условия для осуществления деятельности выборного органа первичной профорганизации: предоставлять помещение, возможность размещения информации, оргтехнику, средства связи, необходимые нормативные правовые документы (ст. 377 ТК РФ).
11) Коллективным договором может быть предусмотрено, что работодатель предоставляет выборному органу первички в бесплатное пользование принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культмассовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей; отчисляет денежные средства первичке на культмассовую и физкультурно-оздоровительную работу; оплачивает труд руководителя выборного органа первички из своих средств.
12) Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого органа) только в случаях и по основаниям, предусмотренным ТК РФ или другими ФЗ и иными НПА, а также колдоговором, соглашениями. В таких случаях ст. 371 ТК РФ прямо указывает на то, что работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профоргана.
13) Если по каким-либо основаниям в ТК РФ отсутствует формулировка об учете мнения выборного органа первичной профорганизации, то решение или локальный нормативный акт в сфере труда может приниматься работодателем самостоятельно, без направления в соответствующий профорган.
14) Согласно порядку учета мнения выборного органа первички при принятии локальных нормативных актов (установленному в ст. 372 ТК РФ) работодатель имеет право принять локальный нормативный акт даже при недостижении согласия с выборным профорганом.
В этом случае такой локальный нормативный акт может быть обжалован выборным прорфорганом в Госинспекцию труда или в суд.
ГИТ может выдать работодателю предписание, а суд может принять решение в пользу работников об отмене такого локального нормативного акта, но только если будут выявлены нарушения со стороны работодателя.
Во всех иных случаях (например, когда работники предлагают установить в локальном нормативном акте гарантии более высокого уровня, чем в действующем законодательстве) мнение работников не будет учтено. В таком случае выборный орган первички может начать процедуру коллективного трудового спора в соответствии с ТК РФ.
15) Целесообразнее установить в колдоговоре или соглашении положение о том, чтобы локальные нормативные акты, устанавливающие права и затрагивающие интересы работников, принимались работодателем по согласованию с выборным органом первичной профорганизации. Такая возможность предусмотрена в ч. 3 ст. 8 ТК РФ, в которой оговорено, что колдоговором или соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
16) В тех случаях, когда не удается убедить работодателя принимать локальные нормативные акты по согласованию с выборным органом первички, необходимо в колдоговоре или соглашении описать такой порядок учета мнения работников, который бы позволял профактиву исключать для работодателя возможность принимать полностью или частично локальные нормативные акты без согласия выборного профоргана.
Автор – заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России
Продолжение следует
Способы защиты трудовых прав
Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:
- государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
- защита трудовых прав профессиональными союзами;
- самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
- защита трудовых прав в судебных органах.
Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.
ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Профессиональный союз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.
Основная функция профсоюзов состоит в защите и реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного’требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда имеют право:
-беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение;
-проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
-защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
-осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
-принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
-принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
66. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ
Трудовое законодательство предусматривает несколько форм самозащиты трудовых прав работников.
Работник имеет право на отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.В этомслучае работник вправе выходить на работу, не выполняя своих трудовых обязанностей, либо прекратить выходить на работу, предварительно известив об этом работодателя в письменной форме. На время самозащиты за работником сохраняется средняя заработная плата на все время самозащиты.
Работник имеет право на отказ от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. В данном случае работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, работодателем оплачивается время простоя до устранения опасности для его жизни и здоровья. Отказ работника от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, которые не предусмотрены трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные действующим трудовым законодательством.
Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещено.
Работник обязан письменно предупредить представителей работодателя о самозащите трудовых прав, указав в заявлении о правонарушении, допущенном представителями работодателя. Получив заявление, представители работодателя вправе прекратить действия или бездействие работника либо обжаловать в суде “или государственной инспекции труда. Признание действий или бездействий работника по самозащите трудовых прав незаконными соответствующими органами обязывает работника прекратить используемые им способы самозащиты трудовых прав. В противном случае работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
В случае, если судом или инспекцией труда самозащита работника признается законной, названные органы могут обязать представителей работодателя устранить допущенные нарушения прав работников.
В ином случае представители работодателя могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответственности.
67. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Трудовой спор — поступившие на разрешение юрисдикци- онного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или установлении в партнерском порядке новых условий труда. |
Среди форм разрешения противоречий выделяют:
-выступления на собраниях коллектива;
-проведение демонстраций; обращение в прессу;
-обращение к вышестоящему руководству организации; предъявление требований через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов;
Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.Закрепление этого права служит важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан. Также ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, закрепляет положение, гласящее, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Эти положения Конституции лежат в основе разрешения всех трудовых споров.
Критерии классификации трудовых споров:
-по характеру спора:
1.на споры работников с работодателями или их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство;
2.споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или коллектива работников
-по правоотношениям, из которых возникают трудовые споры, они подразделяются на:
1.возникающие из трудовых правоотношений;
2.из правоотношений по трудоустройству;
3.из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
4.из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников;
5.из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю;
6.из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на труд;
7.из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;
8.из правоотношений коллектива работников с работодателем;
9.из социально-партнерских правоотношений.
Правильная классификация трудовых споров по спорящим субъектам, по характеру спора и по спорным правоотношениям имеет очень большое значение, поскольку необходима для определения подведомственности, т.е. органа, правомочного рассматривать и разрешать данный трудовой спор.
68. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. ОРГАНЫ ПО ИХ РАССМОТРЕНИЮ.
Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Стороны индивидуального трудового спора — работник и работодатель.
Действующее законодательство предусматривает несколько способов разрешения индивидуальных трудовых споров. Это рассмотрение и разрешение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС); в судебном порядке, минуя КТС, и в специальном порядке, когда спор разрешается в вышестоящем органе.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами в случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Нормативной базой, регулирующей порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, является трудовое законодательство, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
КТС рассматривают споры о переводах на другую работу, применении других условий договора, об индивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полагающегося ему отдыха, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие споры.
КТС образуютсяпо инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
Организационно-техническое обеспечение деятельности КТСосуществляется работодателем.КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.
69.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Этапы порядка разрешения коллективного трудового спора: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посредника; в трудовом арбитраже. Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу по урегулированию трудовых споров для уведомительной регистрации.
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж— временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Спор рассматривается в срок до пяти рабочих дней со дня создания арбитража. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного спора передаются сторонам в письменной форме. Результатом рассмотрения коллективных трудовых споров становится соглашение. Оно оформляется письменно и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Защита трудовых прав работников на конституционном уровне
Все нормативные акты, которые затрагивают трудовые взаимоотношения и гарантируют защиту трудовых прав работников в России, базируются в первую очередь на принципах Конституции РФ. Несмотря на то, что Конституция не рассматривает прямо механизмы по обеспечению защиты прав сотрудников, она устанавливает прямую обязанность государства по её обеспечению. При этом рассматривается защита трудовых прав работников на конституционном уровне сразу в нескольких положениях основного документа РФ, а именно – в следующих статьях:
- Ст.7. Её положения устанавливают обязанность государства обеспечивать определенный уровень социальных гарантий населению. В том числе, прямо устанавливается охрана труда и наличие минимального размера оплаты труда.
- Ст.37. В положениях означенной статьи раскрываются основные права резидентов Российской Федерации, связанные с осуществлением трудовой деятельности в целом.
- Ст.72. Означенной статьей Конституции определяется, что трудовое законодательство находится в совместном ведении федеральных и региональных властей.
Таким образом, можно выделить, что на конституционном уровне защита трудовых прав работников заключается в следующих принципах и правах:
- Обеспечение минимального размера зарплаты.
- Право свободного выбора труда.
- Запрет принудительного труда.
- Право на защиту от безработицы.
- Право на ведение трудовых споров.
- Право на отдых.
- Право на безопасный труд.
Как уже было упомянуто ранее, практическая реализация закрепленных в Конституции требований по защите трудовых прав работников обеспечивается отдельными нормативными документами как федерального, так и регионального уровня.
Защита трудовых прав. Что говорит закон?
Главным законом в трудовой сфере является статья 352 ТК РФ. Она говорит, что у каждого человека есть законное право защищать собственные трудовые права любым из способов, не запрещенных законом. Также в статье перечислены базовые способы такой защиты, а именно:
- самозащита;
- защита органами государственного надзора;
- защита профсоюзами;
- судебная защита.
Источники
- Гегедюш, Наталья Государственное и муниципальное управление: конспект лекций / Наталья Гегедюш. - М.: Юрайт, 1981. - 194 c.
- Методы оценки соответствия № 3 2008 / Отсутствует. - М.: Стандарты и качество, 2008. - 578 c.
- Кокотов, Александр Муниципальное право России / Александр Кокотов. - М.: Юрайт, 2008. - 333 c.
- Надежда, Николаевна Тарусина Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. Монография / Надежда Николаевна Тарусина. - М.: Проспект, 2002. - 109 c.
- Методика расследования преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ / Коллектив авторов. - М.: Юридический центр, 2004. - 985 c.