Какой срок действия имеет завещание на наследство?

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Какой срок действия имеет завещание на наследство?" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Сколько действительно завещание при жизни завещателя

Завещание – это документ, содержащий распоряжения владельца имущества по распределению собственности на случай его гибели. Срок его действия при жизни завещателя различается в зависимости от вида документа:

1. Обычное завещание, заверенное у нотариуса, и завещательное распоряжение. Срок их действия не органичен. Но сам собственник имеет право переписать их полностью или частично, а также вовсе отменить в любой момент. Но изменить волеизъявление можно только, составив новое завещание или завещательное распоряжение, а отменить – при помощи распоряжения, заверенного у нотариуса или в банке.
  2. Завещание, заверенное у лица, наделенного полномочиями нотариуса. В соответствии со ст. 1127 ГК РФ капитан корабля, командир военной части, руководитель учреждения УФСИН, главный врач, руководитель экспедиции имеют право заверить волеизъявление гражданина. Документ в ближайшее время должен быть передан нотариусу по месту проживания завещателя. В этой ситуации завещание считается действующим, даже если уполномоченное лицо не успело передать завещание нотариусу до смерти собственника.
  3. Завещание, составленное в чрезвычайной ситуации. Ст. 1129 ГК РФ предусматривает возможность срочного оформления завещания, если гражданин предполагает, что его жизни и здоровью грозит опасность. Например, при объявлении военного положения или в чрезвычайной ситуации. Подлинность документа удостоверяют 2 совершеннолетних свидетеля. Документ действует при жизни завещателя в течение 30 дней после того, как опасные обстоятельства прекратились. Если в течение 30 месяца после этого гражданин не обратился к нотариусу для удостоверения документа, он теряет силу.

Завещание

Этот документ оформляется письменно. Закон предъявляет определенные требования: завещание не содержит в себе исправлений и опечаток. В противном случае, завещание признается недействительным. За его законностью следит нотариус. Сюда входит комплекс юридически значимых действий, включая удостоверения дееспособности завещателя.

Тайну завещания хранит нотариус. За разглашение информации, которая отражена в этом документе, юрист может быть лишен своего статуса. В правовую силу завещание вступает со дня смерти наследодателя. У многих возникает вопрос о том, имеет ли завещание срок действия? Интересно, но законодатель забыл упомянуть об этом. Это означает, что в ГК РФ эту информация отсутствует, что дает основание полагать, что завещание бессрочно. То есть, как через год, так и несколько лет наследники могут по завещанию получить причитающееся ему имущество.

Срок действия завещания на наследственное имущество ограничен временными рамками только в случае несогласия с ним: оспаривании или признания его недействительным.

Основные требования к завещанию

Существуют определенные требования к оформлению завещательного документа. Правила его составления отражены в ст. 1124, 1125 ГК РФ. В нем также приведен порядок процедуры оспаривания и сроки исковой давности. Время действия самого завещания не оговаривается, что позволяет считать его бессрочным.

Читайте Также  Что такое основные средства предприятия в бухгалтерском учете

Основные аспекты, которые нужно отразить:

• Полный перечень наследников с указанием имен и степени родства, ФИО, места проживания и регистрации.
  • Данные о наследодателе: его ФИО, дата рождения, прописка по паспорту и фактическое место проживания.
  • Список всех объектов имущества, которые передаются в наследство. Если завещатель не укажет, какое имущество будет предназначаться каждому из наследников, оно по умолчанию подлежит разделению на равные доли.
  • Текущая дата и подпись завещателя.
  • Нотариальное заверение в виде подписи и печати.
  • При завещании закрытого типа, когда нотариус не знает о его содержании, подписи свидетелей ставятся на конверте. Нотариус помещает его еще в один конверт, на котором указывает место и дату принятия документа, информацию о свидетелях.

О факте наличия завещания и его содержании не обязательно знать кому-то из родственников. Все лица, которые принимали участие в его составлении и подписании, не имеют права разглашать информацию, касающуюся документа.

Есть ли у завещания срок давности

По закону РФ завещательное распоряжение не имеет срока давности. При этом составитель имеет право вносить в документ коррективы или же и вовсе отменить его действие. Изменить можно любой пункт, в том числе и состав наследников.

Наследодатель может составить один документ, включив в него всю наследственную массу, или же оформить несколько завещаний на разные виды имущества. Кроме того, в завещательном распоряжении не обязательно указывать всю собственность. Например, у гражданина имеется квартира и дача. Он решает вписать в завещание только дачу, передав ее сыну. Тогда квартира будет распределена между наследниками по закону.

Возможно написание нескольких завещательных распоряжений, включающих одно и то же имущество. Но следует понимать, что если в документах приведены противоречивые данные, то правомочным будет считаться тот из них, который был составлен позже.

Читайте Также  Залили соседи сверху: что делать в соответствии с действующим законодательством

При жизни наследодателя никто из его наследников или прочих заинтересованных лиц не имеет права вносить коррективы в завещание или оспаривать его. Такая возможность возникает после смерти завещателя. Вопрос решается в судебном порядке.

Ограничен ли срок действия завещания?

Завещательный документ вступает в силу после смерти наследодателя. Открытие или ознакомление третьих лиц с содержанием такой бумаги невозможно. Затем наступает время для принятия претендентами решения о вступлении в наследство или отказе, предусмотренным нормативно-правовыми актами.

Ограничен ли срок действия завещания?

Для этого есть законом установленный отрезок, составляющий 6 месяцев со дня, следующего за днем смерти наследодателя.. В период времени наследник должен:

• обратиться к нотариусу для написания заявление о желании принять наследственную массу;
  • вступить в права фактически.

Законодательство предоставляет обширный выбор способов оформления прав в зависимости от положения претендента и целей использования полученной имущества. Если ни один из способов не был реализован вовремя, то имеет место другой период времени, ограниченный законом. Он равен 3 годам и отведен для того, чтобы наследник мог в судебном порядке восстановить пропущенный период, если есть уважительные причины. Окончательное решение о восстановлении прав претендента принимает суд, исходя из совокупности обстоятельств дела.

Весь этот временной отрезок завещание не теряет своей силы.

Например, если претендент не знал о возникшем праве и узнал спустя 30 лет после смерти наследодателя, есть еще 3 года, чтобы попытаться восстановить утраченное право в суде. Отсчет срока начинают момента, как наследник получил извещение (телеграмму, письмо) о смерти наследодателя и в завещании указано его имя.

Все это время последняя воля умершего не потеряет актуальности и будет иметь юридическую силу. Никакие временные периоды не в состоянии умалить или полностью аннулировать смысл и значимость бумаги.